Когда человек видит красивый видеоролик, он даже не представляет, сколько времени и усилий было в него вложено. Создание видео (причем любого, будь то музыкальный клип, реклама, ролик для соцсетей) — многоэтапный процесс, объединяющий несколько десятков участников.
В целом работа над видео называется продакшеном. Эта отрасль уже стала популярна, имеет свод своих правил. Есть и несколько «закулисных» секретов, как правильно начинать снимать ролик, чтобы результатом была довольна и команда, и заказчик.
Нулевой этап продакшена
Многие забывают про него, но именно на первых встречах определяются концепция ролика, бюджет, цели съемки. Почему это важно:
- видео для соцсети, реклама по ТВ или прерол — принципиально разные вещи, начиная от длительности, заканчивая концепцией;
- определение аудитории — для кого снимается видео;
- месседж (посыл) — на один ролик 1 месседж; как правило, либо информационный, либо создание образа бренда.
Также заказчик и продюсер обсуждают бюджет и сроки. Речь идет о приблизительных величинах, но клиента надо всегда информировать в формате «от и до» во избежание недоразумений.
Основные этапы: pre-production, съемочный процесс, post-production
Во время препродакшена к работе приступает команда. Обязательно прописывается тритмент — детальный сценарий от режиссера ролика. Недостаточно указать просто: «Женщина в платье идет по улице», необходимо передать настроение: «Женщина в развевающемся платье идет медленно по улице, расстроенная поставленным в ресторане пятном».
Полезно делать раскадровку, хотя бы схематическую. Показать на листе бумаги проще и быстрее, чем расставлять декорации и персонажей непосредственно на площадке. С учетом проведенной работы готовят предварительную смету.
Стоит сделать акцент на слове «предварительная». Расчитать стоимость до копейки сложно, могут быть непредвиденные траты. Почему нельзя сказать бюджет на предпродакшене? Просто еще не известно, сколько отработают операторы, сколько сцен склеит монтажер и т.д.
Заранее к ролику придумывают и записывают текст, подбирают музыку с запасными вариантами треков. Последняя встреча с клиентом до съемок называется Pre production meeting. Окончательно утверждают моделей, реквизит, одежду, музыку. Если заказчик доволен идеей, можно приступать к съемке.
Несколько лайфхаков, как специалисты рекомендуют организовывать съемочный день:
- Иметь почасовой план под рукой. В нем учитывать время на настройку техники, макияж, установку света, переезд между локациями и т.д. И стараться его придерживаться.
- Пытаться монтировать во время съемок. Это черновой монтаж, но он поможет понять, если что-то идет не так. Для коротких видео работает эффективнее: можно показать примерный результат.
- Учитывать мелочи. Всем участникам съемки должно быть комфортно: доступ к воде, перекус, горячий кофе и чай. На площадке все трудятся в сложных условиях, но забывать про человеческое отношение не стоит.
- Командный совет после съемки или во время. Собираться после отснятых кадров и обсудить, почему результат не нравится звуковику, монтажеру или продюсеру. Так всегда остается возможность переснять сцену, пока на месте декорации и модели.
Дальнейшее создание рекламных видеороликов заключается в постпродакшене: наложение эффектов, финальный монтаж, цветокоррекция. Еще не одну бессонную ночь проведут монтажер и звукарь, склеивая снятые сцены. Далее проект согласовывается с клиентом, специалисты вносят правки.
Завершающее обсуждение проекта и презентация
На последней встрече продюсер показывает полностью готовый вариант. Профессионалы знают, что всегда отдавать материал лучше лично, а не просто присылать на почту. Во-первых, это диалог с глазу на глаз. Во-вторых, вы увидите настоящую реакцию на результат съемки.
Ошибка многих продюсеров и режиссеров — бесконечная правка. Да, все стремятся угодить клиенту. Но если его пожелания на этапе постпродакшена сильно расходятся с вариантом, утвержденным ним же на стадии пре-продакшена, надо вовремя остановиться. Иначе вам никогда не удастся закончить начатый проект.