Я редактор, мне несколько раз приходилось собирать команду проекта с нуля: искать авторов, дизайнеров, верстальщиков и других специалистов. Кандидатов на рынке много, на каждую вакансию приходят сотни откликов, при этом просмотр резюме похож на поиск крупиц золота в куче песка — у одного мало опыта, у второго проблемы с качеством, третий вроде хорош, но как проверить: подходит или нет? Я расскажу, как ищу и выбираю авторов, но некоторые советы подойдут и при выборе других специалистов.
На что смотреть до начала работы
Как автор общается
Общение с клиентом начинается с отклика на вакансию или ответа на предложение о сотрудничестве. Обратите внимание на:
-
Соответствие отклика тому, что указано в вакансии. Например, вы просили написать на почту и прислать пять примеров работ. Значит, точно не подходят те, кто пишет в личку и/или дает ссылку на сайт с сотнями текстов. Понятно, что кандидат плохо читал вакансию, высок риск, что и к своим обязанностям он отнесется также «внимательно».
-
Неуместный креатив: несмешные шутки, попытки выглядеть слишком оригинально, лишний эпатаж. Такие авторы, как правило, неопытны, не могут выделиться за счет профессиональных качеств, пытаются обратить на себя внимание другим способом.
-
Длинные письма с лишними подробностями — например, вам рассказывают не об опыте работы, а о родном городе, двоюродном дедушке, пятерках в школе, районной газете и других вещах, которые интересны только родителям кандидата. Это значит, что человек не умеет отделять важное от неважного, зациклен на себе, не уважает чужое время и вряд ли сможет думать о решении ваших задач, а не о своих проблемах.
-
Вопросы — хорошо, если автор интересуется аудиторией блога, задачами, которые ему придется решать с помощью статей. Отсутствие таких вопросов — тревожный знак. А вот в том, что кандидат сразу интересуется гонораром и условиями работы, нет ничего плохого. Это должно насторожить только, если нет других вопросов: гонорар интересен, а что именно нужно писать и зачем — автору все равно.
Когда человек на старте вызывает сомнения, лучше отказаться от сотрудничества. Если в письме полно ошибок, вам хамят или общаются свысока — бегите.
Важно: посмотрите, что автор пишет в своем блоге и соцсетях, особенно когда ищете исполнителя сами или по рекомендациям, и пока с ним не общались. Если не нравятся статьи или посты, вы чувствуете протест или дискомфорт — автор может быть хорошим, но сработаться будет трудно.
Также плохо, если человек жалуется на старых клиентов, на то, что не может найти работу, его тексты не принимают, пишет, что вокруг все плохие, только он всегда прав. Здесь высок риск, что любые замечания человек воспримет негативно, а вы станете следующим плохим клиентом, не оценившим гения.
Что у автора в портфолио
В портфолио обращайте внимание на примеры по теме проекта или тексты нужного формата. Иногда формат важнее: например, нужны статьи по сложной теме, но автор должен искать экспертов и брать информацию у них. Тогда знание темы не нужно: ищите того, кто умеет работать с экспертами, вам не подойдет автор с портфолио SEO-текстов на схожую тему. А вот если автор должен писать сам, без знания темы не обойтись.
Важно: портфолио — только способ отсеять авторов без нужного опыта и с низким качеством текстов. Хорошие тексты в нем ничего не гарантируют, хотя это всегда большой плюс в пользу кандидата.
В большинстве блогов есть редактор, который может довести до публикации статью среднего качества, сильно ее исправив. То есть у двух авторов одного блога может быть разное качество работы: у первого статьи принимали и публиковали без правок, за вторым частично переписывали. По портфолио первого от второго не отличить, надо проверять. Как — расскажу ниже.
На что ориентироваться не стоит
Образование автора
Искать автора исключительно с филологическим или журналистским образованием нет никакого смысла. Из филологов всегда получаются хорошие корректоры, а вот хорошие авторы из них выходят с той же вероятностью, что и из остальных. Опыт в журналистике и журфак в анамнезе могут быть плюсом, а могут и не быть — зависит от того, где автор работал и что писал. Всевозможные курсы могут пойти на пользу, а могут во вред — часто авторы с горой сертификатов так и не начинают нормально писать.
Профильное образование иногда нужно — есть частные случаи, когда писать должен только врач, инженер и так далее. Вот только здесь, как правило, проще взять обычного автора и отправить его собирать фактуру у сотрудников или сторонних экспертов, чем найти настоящего врача, который в перерывах между приемами будет писать статьи.
Рекомендации коллег или клиентов
Рекомендация не дает никаких гарантий. Иногда исполнителей рекомендуют по дружбе, иногда рекомендуют тех, о ком наслышаны, но не работали, а иногда автор был хорош на прошлом проекте, но окажется некомпетентен на вашем.
Мне однажды посоветовали исполнителя, который специализируется на теме моего проекта. Его расписали так, что я была уверена в качестве, но получила статью с банальными ошибками, не смогла принять ее к публикации.
Такие ситуации обычно связаны с тем, что везде разные требования и уровень сложности — автор может быть неплохим, но в вашем случае не дотягивает. Поэтому стоит всегда проверять качество и только потом договариваться о долгосрочной работе.
Аналогично работает и в обратную сторону — если автор ошибся на одном проекте, не потянул, это не значит, что опять будет то же самое. Нормальные специалисты со временем растут — полгода назад он не мог, а теперь может. Кроме того, даже у лучших авторов на рынке случаются провалы и бывают недоразумения с клиентами.
Единственное, что должно насторожить — если вам рассказывают, что автор не умеет принимать обратную связь, не признает своих ошибок или ведет себя неадекватно. Качество текстов со временем может улучшиться, а вот характер меняется редко.
Важно: сама по себе рекомендация — хороший знак. Это значит, что у автора есть репутация на рынке, он уже показал, что способен качественно работать. Просто не надо считать рекомендации единственным критерием выбора и сразу подписывать договор — можно сильно разочароваться.
Как проверить автора до начала работы
Каждому автору стоит давать тестовое задание. Вот несколько правил, которыми я руководствуюсь.
Лучшее тестовое — реальная задача. Тестовое задание должно быть таким, чтобы оценить качество работы на 100%. Например, если автор будет писать лонгриды, бессмысленно давать на тестовое короткий текст — специалист, который хорош в коротких форматах, может быть неспособен работать с большими. И наоборот: не надо давать статью, если вы ищете креативщика на посты для соцсетей.
Тестовое должно оплачиваться в случае удачного выполнения. Ни один хороший автор не будет делать большую статью бесплатно. При этом клиент не обязан платить за тексты, которые не годятся по качеству и не будут опубликованы, а таких на этапе отбора может быть больше половины.
Компромисс в следующем: автор пишет реальный текст в соответствии с редполитикой, ТЗ или другими критериями качества от клиента. Если статья принята к публикации — она оплачивается, сотрудничество продолжается, не принята — оплаты нет, но и текст остается за автором, клиент его не использует.
Еще один плюс такого подхода: вы отсеиваете тех, кто уверен, что платить должны за процесс, а не за результат. С такими авторами я не советую работать.
Тестовое задание не дают всем подряд. Не просите всех, кто откликнулся на вакансию, написать пробную статью. Среди откликнувшихся будет много тех, кто в принципе не подходит под проект. Давая им тестовое, вы тратите время: свое — на объяснение правил и проверку результата, авторов — на написание текста, который никогда не примут.
Мне нравится использовать такой алгоритм:
-
Смотрю портфолио — если там всё плохо, тестовое будет провальным, не стоит тратить время. Если потенциал есть, перехожу ко второму пункту.
-
Прошу придумать несколько тем для блога, чтобы оценить, как автор думает. Это важно, если ему придется предлагать темы, искать экспертов, самостоятельно работать над материалом. Если автор будет писать по строгому ТЗ, этот пункт можно пропустить. По итогам я смотрю, насколько предложенные темы подходят для блога.
-
Прошу выбрать одну тему и составить план статьи. По плану видно, насколько человек разбирается в теме, как он мыслит, умеет ли работать со структурой, понимает ли аудиторию. На этом этапе еще можно отказаться от сотрудничества с минимальными потерями. А если все нормально, можно начать работу над статьей.
Тестовое задание нужно не только для оценки качества текста. Посмотрите, комфортно ли сотрудничать с автором, соблюдает ли он сроки, как реагирует на замечания, пытается ли вас услышать и понять, как аргументирует свою позицию, если не согласен.
Хороших исполнителей — авторов, дизайнеров и так далее — придется поискать. Не надейтесь, что вы сразу наберете нужных людей и начнете работать. Чем сложнее ниша, тем больше времени придется потратить на поиск, иногда он занимает несколько месяцев. Не жалейте времени на общение с исполнителями, придумывание и проверку тестовых — эти усилия окупятся, с мотивированными и талантливыми исполнителями проще работать и лучше результат.